Чугунная улица
От Мурино до Полюстрово
Из шумного Лесного проспекта берет своё начало Чугунная улица, изогнувшаяся причудливым крюком вокруг невзрачных зданий производственных комплексов и заводских построек. Несмотря на свою кажущуюся неприметность и отсутствие архитектурных изысков, Чугунная улица может похвастаться интересной и непростой историей. Начинать повествование, пожалуй, стоит с 1877 года, когда Старо-Муринская дорога, ведущая к даче графа Кушелева-Безбородко, стала частью Бабурина переулка Выборгской стороны. Спустя десять лет небольшой участок переулка между Менделеевской улицей и улицей Жукова отделился и получил новое название по чугунолитейным мастерским — Чугунная улица. Впрочем, прежде чем обрести свои современные границы, улица претерпела еще пару преобразований, включив в себя в 1930-х годах Лабораторное шоссе и чуть позже Нюстадтскую улицу, перекрывавшую железнодорожный переезд у Бабурина переулка. Так спустя десятилетия Чугунная улица наконец стала такой, какой мы её видим теперь, протянувшись от Литовской улицы до Полюстровского проспекта.
Юность промышленности
Чугунная улица, оправдывая свою принадлежность к Выборгской стороне, справедливо считается одним из важнейших исторических промышленных центров нашего города, поскольку на ней расположены общественно-значимые производственные объекты. Некоторые из них являются уникальным техническим наследием Российской империи и СССР, почти все еще совсем недавно были лидерами производства в своей отрасли.
Так в доме №2 по Чугунной находится бывший Петербургский трамвайно-механический завод, основанный в 1929 году. На протяжении полувека, вплоть до 1981 года, он являлся единственным предприятием, обеспечивающим трамвайную систему Санкт-Петербурга подвижными составами. Завод также внес свой посильный вклад в победу в Великой Отечественной войне, выпуская боеприпасы и ремонтируя танковые двигатели, но уже в 1944 году вернулся к своей основной работе по производству трамваев. Именно на этом заводе был выпущен первый советский сочлененный шестиосный трамвай, здесь же началось их серийное производство. До первого десятилетия нашего века завод являлся флагманом отечественной трамвайной промышленности, но в 2013 году в связи с падением спроса и строительством других производственных комплексов был признан банкротом и полностью прекратил свою деятельность.
Ленинградский механический завод имени Карла Либкнехта, располагающийся в доме №14, начал свою деятельность вскоре после основания «Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов» в 1910 году, обеспечивая качественными заготовками и минным снаряжением Военно-морской флот. Своё имя завод получил в 20-е годы на волне митинговой активности, но официальных документов на этот счет не сохранилось. Во время Великой Отечественной войны завод работал по непрерывному графику, оказывая помощь в организации снарядного производства, за станками, заменяя ушедших на фронт мужчин, стояли женщины и дети. В послевоенные годы на заводе наладилось изготовление газовых плит и агрегатов для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. В наши дни предприятие трудится над конструкцией гидроцилиндров различного назначения.
Не менее интересным объектом является Ленинградское оптико-механическое объединение, расположенное в доме № 20 по Чугунной улице. Созданное еще во времена Российской империи, оно стало первым отечественным предприятием оптико-механической промышленности. В советские годы являлось крупнейшим производственно-конструкторским объединением в СССР, трижды награждалось Орденом Ленина. В разные годы предприятие занималось выпуском научного и военного оптического оборудования, здесь изготавливались перископы, стереотрубы, фотоаппараты, в наше время налажен выпуск киносъемочных объективов. Интересен тот факт, что созданный объединением фотоаппарат «ЛОМО Компакт-Автомат» способствовал развитию нового направления в фотографии – ломографии.
Но Чугунная улица известна не только своими масштабными производственными комплексами. Здесь же располагается Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры. За годы работы сотрудниками института опубликовано множество научно-исследовательских работ, статей и докладов по развитию авто-транспортного коридора, финансированию дорожного хозяйства, моделированию грузопотоков и совершенствованию управления городским пассажирским транспортом, это и дало толчок к началу сотрудничества с иностранными партнерами из Финляндии, Швеции и Германии, совместно с которыми разработан целый ряд проектов.
Новая жизнь старой дороги
Сегодня Чугунная улица, частично проходящая вдоль Финляндской железной дороги, кажется слишком тихой и умиротворенной. Лишь проезжающие изредка поезда нарушают царящий в этих местах покой и действительно пейзажную красоту. В старых кирпичных домах, доставшихся улице в наследство от былой промышленной славы, теперь располагаются небольшие магазины и кафе. Некогда загруженный производственный район теперь больше похож на тихую улицу на окраине мирного провинциального городка. Брошенное здание Петербургского трамвайно-механического завода постепенно скрывается за ветвями деревьев, ржавеют решетки забора, стираются надписи со старых предупредительных табличек, а рельсы, ведущие к воротам, давно заросли травой. Но местные жители оптимистично замечают, что спустя десятилетие застоя промышленная жизнь вновь начала возвращаться в это место: в ближайшее время планируются постройки новых производственных комплексов на базе уже основанных предприятий, Чугунная улица вновь станет действующей промышленной площадкой.
Маргарита ГОЛУХИНА