Улица Жукова
Улица Жукова не блещет особыми архитектурными изысками, но может похвастаться богатым историческим разнообразием своих зданий, большинство из которых было построено на стыке XIX и XX столетий: в разное время на улице воздвигались доходные дома, канатная фабрика, церковь, училища и даже теплоэлектростанция. Впрочем, обо всём по порядку.
От Варвары к Илье Ильичу
В 1842 году часть Кушелевского проспекта, проходящая сразу за дачей графа Кушелева-Безбородко, стала называться Варваринской улицей, по имени Варвары Александровны (1829-1894), дочери Александра Григорьевича Кушелева-Безбородко и княжны Александры Николаевны Репниной-Волконской. Она была женой Петра Аркадьевича Кочубея (1825- 1892) - тайного советника, почётного члена Петербургской Академии наук, одного из создателей Музея прикладных знаний в Санкт-Петербурге, председателя Русского технического общества, минералога; она и осталась в истории как дочь и жена знаменитых петербуржцев.
В 1876 году предприимчивые Эдварс и Кавос приобрели у графа Мусина-Пушкина, наследника Кушелевых, участок под канатную фабрику в глубине парка усадьбы Кушелева-Безбородко, а спустя несколько лет на берегу пруда появился целый фабричный поселок, а вдоль улицы, отделявшей цех от остального участка, расположились производственные постройки. В советские годы предприятие называлось прядильно-шпагатной фабрикой «Нева» и специализировалось на выпуске шпагата, но в начале 1990-х годов производственное оборудование было перевезено на Петровский остров и предприятие фактически перестало существовать. На его месте теперь строится жилой комплекс «Пять звезд».
А на территории ныне существующих учебных корпусов в доме №7 на улице Жукова (тогда еще по Варваринской) до 1933 года располагалась первая церковь Сретения Господня, освещенная в 1887 году; в этом же году улица Варваринская была существенно продлена до Феодосийской улицы. Сейчас же на месте церкви располагается Техникум энергомашиностроения и металлообработки, берущий своё начало от Ремесленного училища императорского Русского технического общества.
4 августа 1923 года Варваринская улица получила своё нынешнее название в честь Ильи Ильича Жукова (1893-1923), видного участника Октябрьской революции и секретаря Выборгского райкома ВКП(б). Русский рабочий, активный участник революционных выступлений родился и умер в Петрограде, отдав всю свою жизнь борьбе за свободу рабочего класса. Работая на Выборгской стороне, он участвовал в забастовках, распространял нелегальную литературу, посещал подпольные рабочие кружки. После Февральской революции много сил и энергии вложил в организацию Красной гвардии на Арматурном заводе, красногвардейских отрядов и на других заводах Выборгской стороны.
Жуков штурмовал Смольный во главе красногвардейского отряда выборжцев, сопровождал В. И. Ленина при переезде Советского правительства из Петрограда в Москву, участвовал в Гражданской войне, и в 1922 году уже был начальником политотдела петроградской милиции. Когда И.И. Жуков скончался от болезни в 1923 году, уже через несколько дней Варваринская улица на Выборгской стороне Петрограда была названа его именем.
В 1957 году к улице Жукова был присоединен значительный участок до Пискаревского проспекта, предназначенный исключительно для трамвайного движения. В таком формате улица просуществовала вплоть до конца XX века, а затем её часть от Чичуринского переулка до Чугунной улицы была закрыта для сквозного движения, но в 2012 г. реконструирована и вновь открыта для автотранспорта.
Рабочая и шумная
Одной из самых строгих достопримечательностей улицы Жукова является «красный» корпус Санкт-Петербургского института машиностроения, расположенный в доме № 17. Это старейшее здание института, основанного в 1930 году по инициативе видных государственных деятелей тех времен, приняло в свои ряды первых студентов-инженеров.
В доме № 20 ранее располагался доходный дом, построенный в 1911 году по проекту Лыхина в стиле модерн.
На улице Жукова располагается одно из важнейших энергетических предприятий Санкт-Петербурга – Выборгская ТЭЦ, известная также как ТЭЦ-17.
Первоначально проектируемая в качестве заводской станции при Ленинградском Металлическом заводе, ТЭЦ вскоре приобрела совсем иные масштабы, обеспечив электричеством и теплом Калининский, Выборгский и частично Красногвардейский районы города. В последние годы ТЭЦ перенесла несколько реконструкций и частичный капитальный ремонт, в результате которых её общая мощность была повышена, а показатели шумового воздействия опустились за счет установки шумозащитных экранов.
Прогулки с историей
Сегодня улица Жукова считается частью одного из неофициальных пеших маршрутов по промышленной стороне, популярных у свободных туристов и жителей города. Сам маршрут начинается от пересечения улицы с Кондратьевским проспектом, идет вдоль трамвайных путей в сторону Феодосийской улицы и заканчивается у дачи графа Кушелева-Безбородко, известной также как «дача со львами», и занимает около 30 минут прогулочным шагом.
Примечателен и тот факт, что это одна из относительно немногих улиц нашего города, по которой ходит один-единственный вид транспорта — трамвай. Поэтому улица Жукова, несмотря на своё центральное расположение, вовсе не многолюдна и лишена суетливости.
Может показаться интересным и то, как в течение ХХ века изменилась эта часть города: исчезли деревянные постройки, а кушелевская усадьба потонула в промышленных предприятиях. Но всё это ничуть не портит открывающийся живописный вид на старые кирпичные корпуса, расположенные в парковой зоне. Стоит добавить, что в ближайшие годы планируется провести реставрацию наиболее значимых построек и придать им культурные функции, что обеспечит промышленной стороне возрастающую историческую ценность.
Маргарита ГОЛУХИНА